Мокрый нос и четыре лапы
2 апреля в Украине 16 раз отмечали День кинологической службы МВД Украины. Как живут и работают сегодня наши четвероногие друзья, которые многие годы остаются верной опорой правоохранителей, рассказал начальник Кинологического центра при УМВД Украины на Приднепровской железной дороге старший лейтенант милиции Виктор Мирон.
Небольшой, но чистый, с оборудованной для тренировок территорией Центр произвел на меня хорошее впечатление. Но не успела я переступить порог, как меня встретил дружный лай его питомцев.
— Это такие они у вас агрессивные?
— Нет, так они воспринимают любого незнакомого человека. А вообще они у нас хорошие,— заверил меня Виктор Мирон.
В Днепропетровске всего 2 кинологических центра при УМВД. Тот, что возглавляет Виктор Григорьевич, обслуживает Приднепровскую железную дорогу. Кроме Днепропетровска, территория их работы — Кривой Рог, Запорожье, Павлоград. Также, если что-то случается, приходится выезжать и в Евпаторию.
— Какие породы чаще используют для работы в служебной кинологии?
— Для охраны общественного порядка, при массовых беспорядках, к примеру, на футболе, используем крупных собак. Они более управляемые. Немцы (немецкие овчарки) — универсальные питомцы. В нашем центре есть 6 собак, 5 немецких и одна азиатская овчарки. Также скоро примем в семью спаниеля, который будет работать по поиску наркотических веществ на подвижном составе. С немецкой овчаркой здесь не развернуться. Она большая и неуклюжая.
— Почему именно спаниель? Есть практический опыт использования этой породы?
— У нас же проходят различные семинары, где мы делимся и обмениваемся опытом. Так мы и узнали об удачном опыте работы с этими животными от наших коллег.
— Какие неординарные породы используют для такой работы?
— Мы выезжали на чемпионат Украины в Винницу и узнали, что в Ивано-Франковской области наши коллеги работают с питбультерьером. Он участвует в антитеррористических операциях. Эта собака оказалась довольно неплохой, тихой и покладистой. Хотя питбули вообще считаются очень агрессивными и сложными.
Чаще в служебной кинологии используются, кроме овчарок, ризеншнауцеры, спаниели, ирландские сеттеры, хороши в работе лабрадоры и золотистые ретриверы.
— Чем чаще всего приходится заниматься собакам вашего Центра.
— 80% нашей работы занимают предотвращение и расследование хищений грузов из подвижных составов. Мы работаем по расследованию краж металла, разоборудования путей.
К примеру, у кинологического центра УМВД в области 60% собак занято в охране общественного порядка. У нас же более узкая специализация — транспортная. Правда, когда в городе проходят какие-то массовые мероприятия, или тот же футбол, наши собаки тоже привлекаются к охране общественного порядка.
— Как часто проходят тренировки?
— Для физподготовки у нас есть полоса препятствий и железнодорожный тренировочный вагон, где хорошо проводить тренировки по выявлению наркотических или взрывчатых веществ. Естественно, мы выезжаем и на более открытые местности, где усовершенствуем навыки поиска по запаху, по следу.
— Какой рацион у ваших подопечных?
— На месяц на наших питомцев выделяется около тысячи гривень, в зависимости от того, какой мы закупаем корм. Из мясных субпродуктов варим бульоны, готовим каши. Сухой корм используем как добавки, потому что после регулярного его употребления собаки чаще болеют.
Кстати, у нас есть свой ветврач. Так что питомцы находятся под постоянным ветконтролем.
— Есть в вашем Центре очень агрессивные собаки?
— Если собака работает по следу и задержанию, ее главная задача — увидеть цель и задержать преступника. Это уже подразумевает агрессию.
— Кто чаще с вами работает на задержаниях? Кобели или суки?
— По следовой, там, где более тонкая работа, мы используем только девочек, так как они более преданны, не отвлекаются на разного рода запахи. Мальчиков используем там, где нужна сила — на охране общественного порядка во время массовых мероприятий.
— Было в вашей практике очень опасное задержание?
— У нас есть собачка, которая раскрыла в 2005 году убийство в частном секторе, хотя радиус поиска был достаточно большой.
— Какой средний возраст ваших питомцев?
— Согласно приказу, собака используется в служебной кинологии 7 лет. А наш Центр молодой. Он основан в 2005 году, поэтому почти все — молодые. Правда, есть у нас одна пенсионерочка (8 лет). Ей, конечно, мы даем минимум нагрузок. Просто жалко и тяжело с ней расставаться. Привыкли уже, и столько труда в нее вложено...
— Много преступлений помогают раскрыть собаки?
— К примеру, за этот год мы 107 раз выезжали на вызовы. Собаки помогли раскрыть 17 преступлений только за три последних месяца, смогли выявить 41 наркотическое вещество.
— Были у вас какие-нибудь задержания, которые заставили вас посмеяться?
— У каждого, конечно, свое чувство юмора. Но вот когда к нам приезжали англичане на футбол, пьяные болельщики, около 40 человек, устроили потасовку. Работники милиции, хотя нас было и немало, решили не вмешиваться, так как происходила полная неразбериха. В итоге мы как бы случайно выпустили в толпу одну собаку в наморднике. И ситуация мгновенно разрешилась — все разбежались. Вот так корректно, без применения грубой силы собака помогла справиться с целой толпой неадекватных мужчин.
Пока мы общались, я заметила в кабинете начальника три кубка.
— Мы часто участвуем в чемпионатах. Эти 3 награды — за 1, 2 и 3 места, полученные на соревнованиях по многоборью среди кинологов.
Что ж, пожелаем Центру и нашей четвероногой охране больше побед не только в чемпионатах, но и в жизненных испытаниях по раскрытию преступлений. А они уже не раз доказывали, что знают и умеют очень много
Екатерина Крылова